Рассматривается «Дело по сообщению канцелярии Колывано Воскресенского Горного начальства о самовольном заселении крестьян Тобольской губернии Тюкалинского округа Егора Кукарина и прочих с семействами при озере Белянином. Февраль 14 дня 1827 год».
Очередной объезд смотрителя по сельскому управлению в Карасукской волости производил унтер-шихтмейстер Сергеев.
Не смотря на статус земель «пустопорожние», контроль был важной составляющей смотрителя. Земли принадлежали Колывано-Воскресенскому Горному ведомству.
После объезда последовал отчет. «Государственные крестьяне Тобольской губернии Тюкалинского округа Юдинской и Драгунской волостей Егор Кукарин, Андрей Нестеров, Иванов с семействами осенью 1825 года поселились на пустопорожнем месте при озере Беляниха, находящемся в черте заводской Карасукской волости между деревнями Барлакульской и Овечкиной, на землях принадлежащих Колывано-Воскресенскому Горному ведомству. Поселенцы при себе не имели каких-либо документов, подтверждающих их законное переселение, объясняя, что бумаги отосланы на Его Высочайшее Имя в Тобольскую губернию в декабре, прошлого, 1826 года.
Далее в рапорте: «При сем приложен именной список и в оном заселенцами показаны из Юдинской волости Егор Дементьевич Кукарин с женой, детьми Иваном, женатым Григорием, Ивановыми сыновьями Михаилом, Матвеем, из Драгунской волости Андрей Нестеров с женой, детьми Филиппом, Матвеем, Ефим Иванов с женой и сыном Давыдом в общем мужского десять, женского четыре души».
Канцелярия пишет
В переписке между канцелярией Колывано-Воскресенского Горного начальства, Тобольским губернским правлением, Тюкалинским земским судом идет речь о незаконном поселении Егора Кукарина с товарищами при о.Беляниха и о их выдворении «непременно удалить туда, где они по ревизии (наличиственно) состоят».
Крестьяне же «уже построили на тех местах дома, развели хлебопашество и скотоводство» и переезд на прежнее место жительство «во избежание могущего (…) очевидно по отдаленности разорения не согласны, а желают поселиться по сближенно и удобности положения пустопорожнем месте состоящему Тюкалинского округа Юдинской волости между дорогами Ключ(киной…) и Ипатовой над озером Рямовым».
В переписке между ведомствами также указывается, что к данному поселению водворяются и другие крестьяне. «Начало мая месяца приехали к нему для водворения Томской губернии Каинского округа Устьсарапшской волости деревни Мининой крестьянин Макар Суставов. Товарищи занимаются распашкою земли, не имея, однако, никакого обзаводства приготовляют только еще место и желают быть перечисленными Тюкалинского округа Юдинской волости». «Григорий, Иван, Федот Тычкины с товарищами всего в тридцати душах мужского пола, которые также поделали земляные станы, рубят лес и начинают застраивать уже дома».
Кто же ты, Егор Кукарин?
История же семьи Егора Дементьевича Кукарина, до поселения в Карасукской волости, прослеживается в документальных свидетельствах XVIII века. Он — житель деревни Заливиной Бергаматской волости Тарского уезда Тобольской губернии, имел «старообрядческое исповедание». В 1797 году до Тарского земского суда дошли сведения о том, что, у жителя Заливино Егора Кукарина родился сын Иван «восьми лет» и, за неимением в селении своего священника, он оставался не крещенным.
В 1829 году, семья Егора Кукарина переселяется в деревню Ипатово, (15-ть км от прежнего места жительства (поселение существовало до 1981 года в Здвинском районе Новосибирской области)). В семье четырнадцать человек. В ревизской сказке за 1858 год деревни Ипатовой указан: «Иван Егоров Кукарин, 69 лет». С Иваном Кукариным, женой Татьяной, матерью Харитоньей Дорофеевной проживает четверо сыновей с женами и детьми, два внука, брат Григорий с женой Матреной и два племянника. Егор Дементьевич Кукарин в составе семьи уже отсутствует.
ТЕОРИЯ: Что же заставило Кукариных бросить обжитые места и
тайно поселиться на пустопорожнем месте? Ответ однозначный – отношение к религии. Точнее, к церковной реформе, предпринятой в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, целью, которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Не вдаваясь в подробности, напомню только, что богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви и приверженцы старообрядчества вплоть до апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. Вот и уходили целыми семьями в места глухие…
Жили, не тужили…
На геометрическом специальном плане Тобольской губернии Тюкалинского округа Юдинской волости, датированном 1831 годом, указана деревня Кукарина, лежавшая в черте заводского ведомства в Карасукской волости. «… по последней ревизии насчитывается мужского пола душ в Кукариной восемнадцать. … жилых домов в Кукариной семь».
«На сенокосных местах жители ежегодно приготовляют: сена 2950 копен. В сих деревнях у крестьян скота: лошадей 40, рогатого 89, овец 116. Всего на каждую душу причитается: лошадей 2, рогатого 3, овец 4. В общем, сего пространства имеются угодий коих в числе положенной десятинной пропорции будет достаточно пахотных земель на 182 души, а сенокосных мест на 54 души.
В примечании на геометрическом плане изложены следующие сведения. «Деревни Кукарина и Белянина заселились назад тому 3 года, кои заселились при речке Баган по течению по правую сторону. 1-я заселилась с позволения Тобольской казенной палаты 12-ти душами, сверх сего еще в оной проживают из деревни Ипатовой 6 душ, но хотя от Тобольской палаты сей деревни заселиться позволено на пустом порожнем месте, однако не в ведения заводского округа, а на Тобольской губернии равно и Белянина без всякого позволения сей губернии заселилась 7 душах кои считаются по Юдинской волости в разных селениях.
Относительно плодородия земли коя состоит из чистого чернозему слой которой лежит на красной глине толщиной от 7 до 9 вершин, на коей жители по не обработав еще выпашек, то и полагают примерно, что с оной с паровыми хлебами можно производить посев до 8 хлебов..
Сенокосных мест имеются в (…) времена года в довольном количестве в по солонцам между кустарников, около займища Лянина и прочих в сей грани озер.
Трудолюбивые жители занимаются хлебопашеством по средственным скотоводством и от части рыбною ловлею на озерах речки Баган в добыче бывают караси и от части окуни. Лов оной производится сетями и котцами. Весною коя в продажу бывает провеслая, а очень свежей и соленой для про(..) отвозят в разные заводы и наметив (…) продается каковым трудолюбием и окупают Государственные подати и за избытком употребляют на собственное своё провизирование.
Дело, начавшееся в 1827 году и переписка между ведомствами о незаконном поселении и выдворении ранее означенных крестьян, не было закончено. Из рапорта Ординского Земского управителя от 20 июня 1832 года следует, что все предписания Горного правления не выполнены и крестьяне Кукарин, Тычкин «до сих пор остаются заводского ведомства из Карасукской волости в прежния их жительства не высланными, хотя и были учинены со стороны Тобольского и Томского губернского начальства».
Светлана Будаёва, директор Карасукского краеведческого музея.