Русское государство Великое княжество Московское
Датировка: 1473-1485 гг. (по Каталогу Зайцева В.В.)
Материал: серебро 960 пробы
Изготовитель: Московский денежный двор
Техника: ручная чеканка
Размеры: 12х10 мм
Серебряная монета 960 пробы времён правления Ивана III (1462-1505) овальной или каплевидной формы весом 0,26 граммов. Цельная.
Аверс: изображение всадника, скачущего на коне направо, с поднятой саблей в правой руке. Вокруг шнуровидный ободок.
Реверс: поясное изображение воина в шапке с загнутыми полями. Анфас. В правой руке меч. Что изображено в левой руке непонятно, но возможно это кистень (каталог В.В. Зайцева). Вокруг неразборчивая надпись.
Клейма, печати, надписи, наклейки: На обратной стороне надпись.
Сохранность: слабая. Изображение и легенда сохранились частично. Монета так же частично деформирована.
Примечания: В это царствованиеускоряется процесс централизации вокруг Москвы. За годы правления Ивана III к Московскому Великому княжеству были присоединены: Ярославское, Ростовское, Тверское княжество, Вятские земли, Новгородская республика.
С 1478 года Иван III — «Государь Всея Руси».
В 1480 году после «стояния на Угре» произошло освобождения Руси от «Татаро-монгольского ига».
Совсем прекратилась чеканка монет удельными князьями и вводится монета общая для всего государства с надписью «Осподарь» или «Государь всея Руси». Монетная чеканка велась при Иване III в Москве, Твери и Новгороде. Монеты изготавливались из привозного серебра. Собственные месторождения золота и серебра были открыты в России в XV в. при Иване III.
Название «копейка» появилось только в 1538 г. в первой Псковской летописи «Того же лета отставиша всякими денгами не торговати и старыми и начаша торговати денгами новыми, копеиками…». Произошло это в правление Иоанна IV Грозного (1533-1584). Монеты Ивана III Васильевича правильнее называть «Денга» или «Деньга» по их номиналу.
В период с 1473 года по середину 80-х годов XV века в Москве чеканится три типа денег, авторами штемпелей для которых, по мнению большинства исследователей, были иноземные мастера (видимо, итальянские).
Денги типа «ДОЗОР», как их «окрестили» собиратели еще в XIX веке, вошли в обращение раньше денег с латинской надписью «ORNISTOTELES», чеканились массово и неизменно присутствуют во всех кладах вплоть до 30-х годов XVI века. В кладах более раннего времени они, как правило, составляют значительную часть монетного комплекса. Смысл загадочной круговой надписи: «ДОКОВОВОНОВОВОdОZОРМ» ( у нас практически непонятна) на известной и распространенной монете Ивана III до сих пор остается неясным. Прочтение надписи от разделительной точки, расположенной в верхней части монеты было предложено еще классиком русской допетровской нумизматики А.В. Орешниковым. С тех пор данное прочтение считается каноническим.
Большинство нумизматов, публиковавших монеты данного типа отмечали, что присутствие в надписи латинских букв свидетельствует об изготовлении штемпелей иноземными мастерами (итальянскими или немецкими). Но данная монета не уникальна. Подобные нечитаемые надписи присутствуют также на серебряных полушках и медных пулах. Легенды на монетах мелких номиналов дана в более сокращенном виде, однако, сохранена ее основа с тем же загадочным чередованием русских и латинских букв, что заставляет думать о ее осмысленном характере. Все монеты с нечитаемой надписью изготовлялись в одной мастерской и в одно время.
М.П.Сотникова предложила считать монеты Ивана III с нечитаемой легендой вокруг поясного изображения воина «пробными». Отметив, что в России XVIII века зачастую существовал определенный испытательный срок для иностранных мастеров перед зачисление их в штат монетного двора, исследователь высказала предположение, что «подобная проверка мастерства должна была практиковаться в русском денежном деле по крайней мере со времени унификации монеты при Иване III». «В таком случае — подчеркивает М.П. Сотникова — совершенно напрасны любые попытки прочесть надпись, которая изначально нечитаема и всего лишь демонстрирует уменье иностранца разместить десятка два буквенных знаков легенды по краю монетного кружка, вокруг центрального изображения».
Составитель: научный сотрудник МБУ ККМ Нов. обл. Кузьмичёва О.А.